Переключаете телеканалы? Поздравляем, у вас - заппинг! Ученые считают, что маниакальное щелканье телекнопками - нервная болезнь
"Положение современного человека не просто плачевно - оно, можно сказать, отсутствует, потому что человека почти нет. Не существует ничего, на что можно было бы указать, сказав: Канал номер один был вырублен из-за усатого мужика. Тот посмел вякнуть что-то про моющие средства. Канал номер два постигла печальная участь из-за девушки с прокладками. Канал номер три тоже не продержался больше пяти секунд. Обозреватель только успел произнести четыре междометия и слово "реструктуризация". Дальше понеслось веселее: на четвертом канале тетка жаловалась, что потеряла свою дочь. Может, страдалица чадо и разыщет, но я вряд ли буду в курсе. Мне уже тыкал в лицо пистолетом Шварценеггер на канале номер пять. На кнопки пульта муж нажимал виртуозно. Казалось даже, что пульт - это естественное продолжение его руки. Ловкие пальцы по кнопочкам бегали, аки у пианиста. За считанные мгновения все каналы были перебраны, и мы отправились в новый путь. Туда же, к тем же, за тем же. Остановить беспредел могли либо тяжелый предмет, опущенный на голову любимого супруга, либо Чубайс со своим легендарным рубильником. На Чубайса надежды было мало - не во Владивостоке, чай, живем. Сидеть за убийство тоже не хотелось. Дверь в другую комнату манила... Прыжок - и, главное, не оглядываться на сметенные стулья и на нового, уже безусого дядьку с другим моющим средством... От заппинга - а именно так называется скакание с канала на канал в надежде избежать рекламы или скучной программы - страдает половина моих знакомых. Другая половина страдает уже из-за запперов. Шутки про то, что пульт от телевизора стал символом власти в семье, на самом деле не шутки. Правда это, горькая правда. Один мой приятель на почве заппинга лишился жены. Сел как-то на диван, начал пультиком играться, а оторвавшись в полпервого ночи от телевизора, обнаружил холодную постель и записку на столе. Мол, дорогой, я тебя люблю, но пропущенную серию "Скорой помощи" не прощу. Далее - нецензурно. Жена вернулась, но стала нервной и неласковой. Потом приятель застукал ее в момент, когда она поджигала кнопки ненавистного пульта. На следующий день он подал на развод. - Знаешь, - говорил он мне потом, - я же не из-за пульта. Можно новый купить, не проблема. Просто нехорошее у нее лицо было. Н-да... Могу себе представить. Виктор Пелевин в романе "Generation П" придумал определение - Хомо Запиенс. Тот факт, что оно до сих пор не вошло в обиход и не звучит с утра до вечера по тому же ящику, меня удивляет. Может, популярность Пелевина журналистами преувеличена. А может, запиенсы просто боятся этого слова, как персонажи из "Поттера" боятся называть по имени Волан де Морта. Запиенсы повсюду. Они ищут новых ощущений, новых впечатлений. Они хватают бутылочки с неизведанными соусами в супермаркетах, не задумываясь, закончился ли дома старый кетчуп. Остановиться, оглянуться запиенсы не могут. Тут же им кажется, что они что-то упускают. Если они поели в ресторане, а за углом увидели другое кафе, запиенсы становятся несчастными. И будут говорить, что завтра выберутся как раз сюда, но они никогда не возвращаются: их соблазнит другая вывеска. Моя бабушка жаловалась: смотрю, говорит, детектив. Кто-то кого-то убил. Отвлеклась на секунду, и дедушка переключил канал. А голоса-то у всех одинаковые - дубляж-с. Пока бабушка поняла, что фильм на экране другой, детектив успел закончиться. Такая вот мелкая драма. Для всех возрастов. Нажимая на кнопочки, запиенсы создают некое новое произведение. В нем чокнутый профессор пьет пиво и говорит, что "мужики-то не знают", а потом встречается с Настей Каменской, которая виртуозно отмывает плиту "Кометом". И Терминатор, сжевав бульонный кубик, накрывает парочку пулеметным огнем, в котором спасется только рядовой Райан. Это наш мир. Мир Хомо Запиенсов. Где все - с приставкой "недо". Недосмотренные фильмы, недоузнанные люди, недослушанные новости. Вперед! Там, где нас нет, есть что-то, что нельзя пропустить. И, наглядевшись чего-нибудь и как-нибудь, мы провалимся в сон, где картинки снова будут скакать бессвязно и беспощадно. ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС А что такое заппинг и с чем его едят? Среди множества значений английского слова "zap" есть очень трогательное - "бац-бах-трах". Или "раз-раз". Или - "быстро двинуть что-либо". И еще: "застрелить, убить, укокошить". Последнее, полагаю, - это уже для той ситуации, когда тупой тяжелый предмет насильственным образом все же прекращает жизнь человека с пультом. Заппингом первоначально называли переключение канала при виде рекламы. Еще есть, знаете ли, грейзинг. Это уже когда человек одновременно смотрит несколько программ по разным каналам. Еще есть, не пугайтесь, зиппинг - штука наиболее безвредная для психики, а может, даже и полезная. Это когда вы на видео записываете программу, а как только доходит дело до рекламы, включаете быструю перемотку. Американцы задумались над этой проблемой давно, но настоящая головная боль возникла у них в девяностых. В эту пору 90% населения Штатов обзавелись пультами. Казалось бы, что страшного? Ну, прыгают люди с канала на канал, ну, бегают от рекламы. Но когда выяснилось, что более половины всех телезрителей страдают ЭТИМ, телевизионщики забили тревогу. Во-первых, стало практически невозможно определить реальный рейтинг программ. Значит, во-вторых, невозможно предоставить рекламодателям хоть какую-то гарантию, что их ролик про пылесосы, к примеру, в самом престижном шоу увидит именно то количество людей, на которое покупатели эфирного времени рассчитывают. Тут-то и началась борьба. Первый этап сражения - сокращение времени рекламного ролика с 60 секунд до 30. Второй - съемка красивых роликов с интересным сюжетом и со звездами в кадре. Третий - запихивание рекламы в спортивные трансляции: мужик, может, и выругается нехорошо при виде на экране пива вместо футбольного поля, но переключать побоится. Мало ли, вдруг потом на гол опоздает. Четвертый - и один из самых ненавистных для нас - это как в "Миллионере". Галкин задал вопрос, дядя Вася из Урюпинска ответил, а правильно это было или нет, мы узнаем только после того, как все критические дни в жизни женщины пересчитаем. Русские телеканалы, которых гораздо меньше, чем в Штатах, поступают проще. Они рекламу крутят синхронно. Убегаешь от тети Аси, нажимаешь на кнопочку - а там она же. С улыбкой, в которой читается цитата из старого анекдота: "Я тебе попереключаю!" 17 мая 2002 г.
Валентина ЛЬВОВА | ОПРОС СВИДЕТЕЛЯ Михаил Жванецкий: - Да, бывает, поздним вечером щелкаешь, щелкаешь. Домашних мучает, конечно. У одного, ненавидимого всеми, в руках пульт, остальные временно лежат бездвижно на диване, потом начинают подавать возгласы протеста. Причем разные методы бывают - я, когда смотрю, если попал на что-то, останавливаюсь. А дома говорят: нет, дощелкай до конца. И общее облегчение наступает только тогда, когда нажимается красная кнопка. Тогда тихо становится, хорошо, внятно. Звуки слышны с улицы, и вдруг все видят друг друга. Ничего нет печальней, чем обращенные в одну сторону, покрытые малярийным голубоватым светом лица с приоткрытыми ртами. И даже кот, покрытый тем же светом, с тем же выражением морды... Как они добились такого? Даже в армии командиров взвода слушали с разными лицами, а телевизор смотрим с одинаковыми. А заканчивается все всегда, все программы, все ток-шоу одной фразой - "Наше время истекло". Фразой, а не мыслью... Используются технологии uCoz
|