Вводная страничка к разделу о Норштейне | Факты из его биографии | Его фильмы | Многострадальная "Шинель" | Байки и анекдоты о нем | БИО-справка | Гостевая книга | На стартовую страницу сайта "ЛЬВОВНА" |
"Люди ведут летоисчисление с рождества Христова, в фильме будет изображена другая точка отсчета - когда первое советское правительство рабочих и крестьян издало декреты о Мире и Земле. С этого дня начинается новое летоисчисление. Каждый час октябрьского переворота будет равен целой эпохе. Экран будет разбит на три части, в центральной части будут проходить почасовые события октябрьского переворота с 24 по 25 октября 1917 года по старому стилю, а по краям - события истории человечества, связанные с именами Спартака, Тейлора, Лютера, Кромвеля, Степана Разина, Емельяна Пугачева, Марата. (...) Каждый шаг Октябрьской революции вобрал в себя опыт всех предыдущих битв за светлое будущее".
- Идея была масштабная - дать в одном фильме всю историю, начиная со Спартака, используя при этом картины Гойи, Брейгеля, Босха, Давида, Жерико. Хитрук и Норштейн начали снимать, но потом поняли, что они немножечко на ложном пути. И, вдобавок, они не успевали к дате! Теперь у меня осталась единственная немая копия - 6 минут. Сейчас я поручил ребятам переснять это все на видео. ...Черновик сегодня вызывает странное впечатление. С одной стороны, понятно, что фильм к дате делался. То есть - должен был воспевать революцию и радовать глаз вождей. С другой стороны - слишком уж кровавой кажется в картине история народных восстаний и волнений. И, вроде бы, контраст создан вполне идеологически правильный: народ бедствует, вельможи при параде... И, опять же, тираном на коне режиссеры время от времени запугивают... Но тут появляется в кадре гильотина, и падает нож, а ликование по поводу этой "битвы за светлое будущее" как-то не рождается. Пленка все крутится, мешаются в кучу кони и люди со старых гравюр, умирая в бессмысленной бойне. Возникает страшная последовательность" триан, нищета, восстание, упоение "идеалами демократии", потом... Опять тиран, и опять нищета. Вот Буонапарте возникает: профиль, фас, треуголка, чтобы превратиться в какую-то секунду в Императора, Наполеона, метафору. А потом - стать крошечной согбенной фигуркой на острове, от которой отъезжает камера. В общем, как-то нехорошо готовилась "наша эра"... Валентина ЛЬВОВА |