Вводная страничка к разделу о Норштейне Факты из его биографии Его фильмы Многострадальная "Шинель" Байки и анекдоты о нем БИО-справка Гостевая книга На стартовую страницу сайта "ЛЬВОВНА"


Неизвестное кино Юрия Норштейна

За монтажным столом на Высших режиссерских курсах крутится пленка. Старая, с выцветшими красками. Вместо названия на небольшом экранчике появляется строчка - "экспериментальный ролик по теме НИР №2. Киностудия "Союзмультфильм", 1977 г.
Следующая надпись: "Разработка метода одушевления и технологии съемки готовых произведений иобразительного искусства в мультипликационном кино".
Далее идут титры. Режиссеры - Ф.Хитрук и Ю.Норштейн...
Эта пленка существует в единственном экземпляре. И темой фильма, который мог получиться, являлся вовсе не неведомый и загадочный "НИР №2". Помасштабнее тема была: ни много, ни мало - показать мир "За час до нашей эры" (так кино и называлось). В качестве точки отсчета, с которой и начиналась наша эра, был взят 1917 год. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. Фильм должен был выйти к шестидесятилетию Октябрьской революции.

Из сценарной заявки Хитрука и Норштейна:

"Люди ведут летоисчисление с рождества Христова, в фильме будет изображена другая точка отсчета - когда первое советское правительство рабочих и крестьян издало декреты о Мире и Земле. С этого дня начинается новое летоисчисление. Каждый час октябрьского переворота будет равен целой эпохе. Экран будет разбит на три части, в центральной части будут проходить почасовые события октябрьского переворота с 24 по 25 октября 1917 года по старому стилю, а по краям - события истории человечества, связанные с именами Спартака, Тейлора, Лютера, Кромвеля, Степана Разина, Емельяна Пугачева, Марата. (...) Каждый шаг Октябрьской революции вобрал в себя опыт всех предыдущих битв за светлое будущее".

Из воспоминаний Иосифа Боярского, бывшего в ту пору директором "Союзмультфильма":

- Идея была масштабная - дать в одном фильме всю историю, начиная со Спартака, используя при этом картины Гойи, Брейгеля, Босха, Давида, Жерико. Хитрук и Норштейн начали снимать, но потом поняли, что они немножечко на ложном пути. И, вдобавок, они не успевали к дате! Теперь у меня осталась единственная немая копия - 6 минут. Сейчас я поручил ребятам переснять это все на видео.
- А зачем? Все же черновик, незаконченность...
- Понимаете, люди должны видеть работу двух великих режиссеров – Норштейна и Хитрука. И потом, я всегда вспоминаю в таких случаях слова Гриши Остера - "Все что закончено, то тленно! Бессмертен только черновик!"

***

...Черновик сегодня вызывает странное впечатление. С одной стороны, понятно, что фильм к дате делался. То есть - должен был воспевать революцию и радовать глаз вождей. С другой стороны - слишком уж кровавой кажется в картине история народных восстаний и волнений. И, вроде бы, контраст создан вполне идеологически правильный: народ бедствует, вельможи при параде... И, опять же, тираном на коне режиссеры время от времени запугивают... Но тут появляется в кадре гильотина, и падает нож, а ликование по поводу этой "битвы за светлое будущее" как-то не рождается.
Пленка все крутится, мешаются в кучу кони и люди со старых гравюр, умирая в бессмысленной бойне. Возникает страшная последовательность" триан, нищета, восстание, упоение "идеалами демократии", потом... Опять тиран, и опять нищета. Вот Буонапарте возникает: профиль, фас, треуголка, чтобы превратиться в какую-то секунду в Императора, Наполеона, метафору. А потом - стать крошечной согбенной фигуркой на острове, от которой отъезжает камера.
В общем, как-то нехорошо готовилась "наша эра"...

Валентина ЛЬВОВА

Используются технологии uCoz