Олег Меньшиков - всеобщий любимец, режиссер и исполнитель главной роли в «Кухне». Олег Меньшиков: Я же не виноват, что мой быт - это чья-то сказка!

В день, когда школьники всей страны прощались с учителями и получали аттестаты, Меньшиков устроил собственный "выпускной". Во вторник в последний раз в Театре имени Моссовета игралась "Кухня" - один из самых кассовых спектаклей за последние два года.

Когда приходишь на спектакли Меньшикова, уже в фойе ощущаешь: как-то неправильно жизнь проходит. Девушки в вечерних туалетах, прохаживающиеся под ручку с представительными господами, выглядят так, будто все остальное время проводят в салонной спячке. Еще в фойе радуют известные лица - вот Виктор Сухоруков пробежал, а вот Геращенко пошел куда-то. Милая взору журналиста картинка - сразу понимаешь, что попала на мероприятие пафосное.

Но пафос все-таки - совсем не то качество, которое вообще Меньшикову свойственно. И "Кухня" - во многом хулиганский спектакль - игралась в последний раз без ложной многозначительности. С шутками и прибаутками, с вставлением в текст пьесы даже счета полуфинального матча Германия - Корея.

И натужности никакой в этом не было. Просто "Кухня" писалась драматургом Курочкиным в таком стиле, что для современной нам реальности дверь осталась открытой. Два года назад, во время премьеры, в эту дверь заглядывала одна реальность. Два дня назад реальность изменилась, но и для ее отражения у Меньшикова нашлось зеркало.

Пожалуй, сегодня, когда спектакль сошел со сцены, это качество "Кухни" видно особенно явно. Мы привыкли ко многому в театре - и к переделкам классики, и к "чернухе", и к эпатажным сексуальным сценам. Для "Кухни" Максим Курочкин взял классику не общеизвестную - сагу о нибелунгах, средневековый литпамятник, вольное обращение с которым народ не шокирует. И автор не заставлял никого, прости, Господи, заниматься скотоложством али материться. Тем не менее "Кухня" многих потрясла именно потому, что театр чуть ли не впервые столкнулся с попыткой осмысления современной жизни. С чайниками известной фирмы, которые изменяют жизнь к лучшему, с Бивисом и Баттхедом, с теми мелочами, которые и составляют наш быт. Все-таки, как ни крути, он, этот быт, - это не столько проститутки, бандиты и бомжи, про которых нам охотно сочиняют пьесы современные драмослагатели. А - телевизор. Плейер. Мотороллер. Да сиреневые босоножки.

Меньшиков с Курочкиным именно такой мир и показали. А потом запустили в него нибелунгов. И простой уборщице на ресторанной кухне стало "позволено хлестать столетья и вспять погнать кровавых кобылиц". Что удивительно - эта самая уборщица, преображенная в королеву Кримхильду, к золоту мстительных нибелунгов никого выманить не смогла. Народ, пусть и несчастный, предпочел чайники и мотороллеры. Человечнее они, хоть и глупо подобное о технике говорить.

Возможно, именно такой путь выбирает и Меньшиков для себя. Не в смысле - обывательский, а... Ну как бы сказать... вот есть Олег Евгеньевич, интересный мужчина (опустим его прочие таланты). Он носит дорогие костюмы, шикарные часы и ездит в комфортном авто. И это не заставляет его ни стыдиться своей удачливости, ни испытывать особую гордость по поводу исключительного положения в нашей не самой богатой стране.

В "Кухне" персонаж Меньшикова говорит: "Я же не виноват, что мой быт - это чья-то сказка!" В быт персонажа входит сага о нибелунгах, убийство героя Зигфрида, боевые слоны у стен замка и гунны. В быту других персонажей обитает телевизор и прочие радости нынешней цивилизации. Что есть в быту актера и режиссера Меньшикова - см. выше. Но быт как таковой остается главным: быт определяет, поступают герои так или нет. Выбирают ли мир героических свершений и кровавых кобылиц - или мобильников и кошачьего корма.

...Напоследок Меньшиков впустил в спектакль пару моментов из быта своего спектакля - на сцене зачитывались рецензии на "Кухню" из разных газет. Там говорилось и о странности, и о непонятности, граничащей с невнятностью. Быт - он ведь в принципе невнятен. Потому что привычен. Команде Меньшикова удалось от ослепляющего воздействия привычки избавиться.


СПРАВКА "КП"
"Кухня" появилась на московской сцене осенью 2000-го, после закрытия предыдущего спектакля Меньшикова-постановщика - комедии "Горе от ума". Пьесу написал Максим Курочкин, роли сыграли Никита Татаренков, Оксана Мысина, Галина Петрова, Алексей Горбунов, Александр Сирин. И, конечно, сам Меньшиков.


О "КУХОННЫХ" ДЕНЬГАХ
Точных данных, сколько "Кухня" принесла в финансовом плане своим создателям, нет. Однако на аналогичный вопрос про "Горе от ума" Меньшиков ранее отвечал так:

- Ничего нам это не принесло. Мы нормально существуем в режиме самоокупаемости на деньги, которые зарабатываем спектаклем. Мы играем три-четыре раза в месяц, а не 24, мы не так часто ездим, потому что завязаны на артистах, которые заняты в московских театрах. И потом мы, извините, ведем себя с избирательностью - ездим только на хорошие площадки. То есть не бывает так, что где платят, туда и поехали, а там света нет и в зале не топят.


ФУРШЕТ
После спектакля в театре устроили закрытую вечеринку. Для своих. Пили шикарные замковые бордо, потом перешли на более дешевые, но качественные вина - типа "вальполичеллы". Бродили по залу Балуев с Глаголевой, Марат Башаров, Геращенко. Игралась музыка (даже Гимн России прозвучал, но неловкости не возникло - на фуршете и так все стоят), и Олег Евгеньевич, как обычно, блистал. А в качестве подарка все актеры получили в безраздельное владение костюмы, в которых игрался спектакль. Такая вот история - нет лукавства: мол, сегодня красиво закроемся, а через месяц выйдем еще раз, по просьбам публики. Эти - не выйдут. А жаль.

27 июня 2002 г.

Валентина ЛЬВОВА

На фото: Олег Меньшиков - всеобщий любимец, режиссер и исполнитель главной роли в «Кухне».



Используются технологии uCoz