Театр имени Моссовета

ТИХО ПЛЕЩЕТСЯ ВОДА - ГРЯЗНАЯ, У РАМПЫ

Театр имени Моссовета. Уильям Шекспир, "Венецианский купец". Постановка Андрея Житинкина. В ролях: Михаил Козаков, Александр Голобородько, Евгения Крюкова, Александр Леньков.
***

"Венецианский купец" - не самая известная в России пьеса Шекспира. Да, все знают про Шейлока, который требовал свой фунт мяса. Но как такая дикая ситуация вообще возникла, объяснить "люди на улицах" из программы, к примеру, "Сто к одному", вряд ли сумеют. Посему - краткая аннотация: в Венеции жил еврей Шейлок и давал деньги в рост. У него была дочь. Однажды купец по имени Антонио попросил у Шейлока денег. Для друга. Ранее Антонио Шейлока обзывал нечестивой собакой и прочими прозвищами, которые милосердные христиане приберегали для иноверцев. Шейлок дал денег без процентов, но в качестве неустойки (если должник не сможет в срок расплатиться) попросил фунт мяса Антонио. Из любой части тела, на выбор кредитора. Вексель был со смехом подписан. Потом от Шейлока с неким христианином сбежала дочь, забрав с собой драгоценности матери. Озверевший ростовщик увидел единственную возможность расквитаться со всем миром: потребовав неустойку.
Шейлока в театре Моссовета играет Михаил Козаков. Можно без преувеличения сказать - за последние годы это лучшая его роль. В своей собственной антрепризе Козаков редко позволяет себе безумства: его герои обычно - усталые скептичные интеллектуалы. В роли Шейлока Козаков показал, как можно играть ненависть. Ярость этого Шейлока - чувство, накипевшее за долгие годы. Оно долго таилось, заталкивалось куда-то, пряталось за холодной улыбкой. И - прорвалось с такой силой, что бледные "положительные" обаяшки вокруг показались мелочными суетящимися букашками. Герой Козакова - единственный, кто кажется личностью в пошловатом каранавальном мире. Он чувствует. Остальные играют. В любовь, дружбу, милосердие, сватовство.

Это противоречие подчеркивается всем спектаклем: Андрей Житинкин поместил Шейлока в веселящуюся толпу, крикливо одетую, беспардонно себя ведущую. Толпа все время что-то празднует, живет в долг, проматывает чужие деньги, не слишком помнит о боге, обращаясь к его имени лишь тогда, когда действительно нож к сердцу приставлен. Тогда они пугаются боли и протестуют, пытаясь найти какие угодно уловки, чтобы не заплатить по счету. Шейлок в этом мире чувствует свою правоту. Зритель, к ужасу своему, присоединяется в этом чувстве к кровожадному Шейлоку.

Разумеется, Шейлок проигрывает. Униженного и разоренного, его утаскивают со сцены. Плещется настоящая водичка в бассейне у рампы, в водичке плавает сор и грязь. Развеселая Венеция выкрутилась: можно радоваться дальше.

Валентина ЛЬВОВА


На стартовую страницу

Другие походы в театр

Коллекция интервью

Брюзга недели

E-mail: lvovna-lvova@narod.ru



Используются технологии uCoz