На премьере в театре имени Моссовета собралась публика, чрезвычайно довольная собой: еще бы, все они получили приглашение "на Меньшикова". Да и пьеса играется на сцене «По крышей», а там в зале мест всего-навсего сто с хвостиком. Входной билетик, между тем, выглядел весьма авантажно – в виде банковского векселя на 10 тысяч долларов. Как теперь найти этот неведомый BREDbank, который должен вручить требуемую сумму «г-же Львовой» - увы, вопрос риторический. Еще одна симпатичная штучка – буклет спектакля в виде колоды карт. В колоде в роли дам, королей и валетов – фотографии действующих лиц. С надписями на «рубашке». Ленкомовский актер Александр Сирин, к примеру, написал анекдот: «-У меня несчастье: мой сын совсем не умеет играть в карты. - Так это хорошо. - Да, но он играет». А вот карта с портретом Олега Меньшикова с оборотной стороны была чиста и белым-бела. Мол, товарищи, смотрите спектакль. Там вам будут и шуточки, и анекдоты, и крап на карточной рубашке. Так оно, в сущности, и оказалось. …На сцене стоял человек, звонил в колокольчик и приветствовал всех входящих в зал: - Здравствуйте! Нет, не волнуйтесь, вы не опоздали, всего второй звонок. Потом человек зачем-то пошел к выходу с подносом и угостил случайно наскочившего на него зрителя водочкой с огурчиком. Зритель выпил. Остальная публика завистливо сглотнула: очень уж вкусно звучало слово «огурчик». Новый, очень смешной спектакль Олега Меньшикова играется с тем же аппетитом, с которым тот, кто реально наслаждается жизнью, закусывает холодненькую водочку хрустящим малосольным огурцом. То есть, вроде, все просто, ингредиенты каждому доступны и каждый вполне способен совершить этот немудреный акт закусывания, ан нет: удовольствие надо еще уметь получать. Меньшиков умеет. И не стесняется того факта, что вот, режиссура, дело серьезное, а тут вдруг – легкость и шалости а-ля капустник. «Игроки» вообще напоминают о беззаботных студенческих временах, когда народ не столько на вечность замахивается, засев в позу роденовского мыслителя, сколько себя радует и собственную жизнь украшает. Ап! – и в кустах (в прямом смысле этого слова) оказывается фольклорный ансамбль, который оттеняет музыкой каждое действие на сцене. Снова «ап» - куры закудахтали где-то и собака залаяла. Еще «ап» - сели персонажи на завалинке и песню затянули украинскую. А потом романс спели – «нет, не тебя так пылко я люблю». Без повода практически – просто им хорошо, и, видимо, воздух у них там, в придуманном пространстве и времени, свежий. Как был создан этот свежий воздух – тайна, чудо, фантастика. Далее актерам предлагалось лишь дышать полной грудью, что они с радостью и делали. И, кажется, ничего особенного не творит ни один из них – настолько все естественно, без, опять же, мучительных раздумий: плюнуть ли мне сегодня в вечность али погодить. И тут уже не до рассуждений об актерском мастерстве в стиле «да, Эн сегодня был хорош» - некогда глупостями такими заниматься. Слишком заразительна эта атмосфера драйва, которую сотворили настоящие «игроки», азартно играющие в «Игроков». P.S. Московская критика имеет обыкновение странно относиться к спектаклям Меньшикова. «Горе от ума» было воспринято чуть ли не с озлобленностью, «Кухня» - с настороженностью. Что ждет «Игроков», пока неясно. Но, похоже, что для театроведов Меньшиков – как одиннадцатилетний мальчик из тех же «Игроков». Мальчик этот умел прекрасно и незаметно передергивать карты. Его и феноменом называли, и чудом, и искусство признавали, но все равно недоумевали: с какой это стати он так искусен в 11 лет? |