Юрий АРАБОВ

Личное дело
Юрий Николаевич Арабов - кинодраматург, писатель, культуролог, преподаватель ВГИКа. Постоянный автор сценариев к фильмам Александра Сокурова, начиная с дебютной ленты "Одинокий голос человека" по Андрею Платонову. Из "несокуровских" работ Аpабова наиболее известен "Господин оформитель". Интервью взято до выхода на экраны «Молоха» и до съемок Сокуровым «Тельца».

"Германский народ не смог бы полюбить нашего Гитлера"

"Ади вошел в спальню, зажег лампу на ночном столике и начал выворачивать сцепленные в ладонях руки, разминая суставы и что-то бормоча под нос". Эта фраза взята наугад из киноповести Юрия Арабова "Мистерия горы". Как и многие другие мирные фразы, в нашем сознании она совершенно не сочетается с конкретным обликом - обликом Адольфа Гитлера. Тем не менее, именно о Гитлере рассказывает фильм Александра Сокурова "Молох", снятый по сценарию Юрия Арабова. Фюрер и Ева Браун проводят вместе один день на даче в Альпах. Идет весна 1942-го, но война не проникает в кадр. Зритель увидит только мир и быт. Появляются первые побеги крапивы, ощенилась собака, Ева Браун катается на велосипеде. Нет крови, нет боли - идиллия.
О фильме говорит сценарист Юрий Арабов.


- Юрий Николаевич, сценарий о Гитлере - ваша идея или Сокурова?
- Я писал сценарий по просьбе режиссера - нас давно этот персонаж интересовал. Надо уже подводить какие-то итоги века, и обойти молчанием фигуру Гитлера не представляется возможным. У нас сделана одна из первых попыток на художественном уровне показать этого человека не за военными картами, а в сугубо житейской обстановке.
- Насколько фильм соответствует сценарию?
- Картина будет существовать в двух версиях - прокатной, час сорок и видеоверсии, два двадцать. Видеоверсия почти полностью адекватна сценарию.
- Кто играет главные роли?
- Два замечательных ленинградских актера, к сожалению, пока малоизвестных. Елена Руфанова играет Еву Браун, а Леонид Мозговой - Гитлера. Картина снималась на немецком языке. Сценарий пеpевели на немецкий, актеры до съемок учили язык.
- Не проще ли было найти немецких аpтистов?
- Сокуров, как я понимаю, обычно работает с актерами, которых он душевно чувствует. Здесь есть некая тонкая человеческая сторона, которая не предполагает, что надо брать тех, кто подороже, поизвестней, попрофессиональней.
- Но зачем вообще был взят немецкий язык?
- Для органичности зрелища. Может быть, кажущейся - это скользкий вопрос. Но получилось или нет, вы будете сами судить, когда увидите картину.

*

- В истории кино Гитлер представал как персонаж карикатурный, а вы рассказываете о его взаимоотношениях с женщиной. Насколько было трудно поместить карикатуру в любовную сцену? Сложно представить себе что-то более несовместимое.
- Не знаю, совместилось ли. Писать сценарий было трудно, потому что я, как вы понимаете, не испытываю к Гитлеру никаких положительных эмоций. Я старался не думать о том Гитлере, который был в кино: это был эпизодический персонаж, он возникал и что-то каркал из угла. Для понимания психологии Гитлера мне очень много дала книга его личного секретаря Пикеpа. Он записывал застольные беседы фюрера. И я ощутил, что давно знаю этого человека - как ни странно, я много людей подобного рода наблюдал в московской богеме. Все та же отвлеченность от насущных проблем. Безаппеляционность. Самовлюбленность. Нарочитая усложненность языка. И безрелигиозность. Мистичность - но безрелигиозность. Гитлер был таким.
- Когда изучают психологию Гитлера, выплывает слово "болезнь". Ищут ущербность, чтобы объяснить чудовищность?
- Мы во многом столь же ущербны. Можно, конечно, как Фромм описывать Гитлера, как классический тип некрофила. Но даже Фромм говорит, что некрофилические тенденции характерны для всего индустриального общества. Некрофилический комплекс - это вовсе не любовь с мертвецами. Это предпочтение мертвого живому. В частности, предпочтение механизма природе. Фактически, некрофилический комплекс, который воплощал в себе Гитлер - это комплекс нового времени, и через Гитлера мы обнажаем эту проблему.

*

- Слава часто привлекает женщин гораздо больше, чем внешность. Еву Браун что влекло? Близость к фюреру, или она его любила просто как мужчину?
- Они познакомились до того, как он стал фюрером. Мне представляется, что на бытовом уровне это ситуация типичная: мужчина, который старше, развращает девушку или женщину, которая намного младше. И за ним закрепляется статус единственного. Кроме всего прочего, у Гитлера была несколько извращенная половая жизнь, которая Еву, как человека более чистого, приковала к себе. А потом уже, когда он стал отцом нации, это ее безусловно влекло.
- А кем была Ева Браун для фюрера? Почему она, почему не другая блондинка, почему так долго?
- Она была предана. И несколько раз пыталась покончить с собой. Для мужчины это многое означает. Хотя у Гитлеpа были любовницы, у нее не было больше никого. Он ценил ее преданность, и его совершенно сразило, когда Ева прилетела в последние дни, чтобы встретить смерть рядом с ним. А Еву, безусловно, поражал и удерживал, внутpенне pазpушая, холод, идущий от этого существа, которого Даниил Андреев называл одним из неудачных кандидатов в Антихристы.
- По стандарту голливудских триллеров, Антихрист обаятелен, наделен "дьявольской красотой". Гитлер - если верить хронике - был довольно-таки неприятным внешне. Как же любовь завоевывалась?
- И вы, и я, и мы все здесь прокалываемся. Уже до нас доходили слухи, что каpтину можно пpинять за издевательство над германским народом, потому что германский народ никогда бы не смог полюбить такого фюрера. Гитлер известен нам по отрывочным хроникальным кадрам. Которые, быть может, его суть отображают более точно. Но если мы погружаемся в контекст, история совсем другая. Вот посмотрите германскую картину "Триумф воли". Это большой двухчасовой фильм о поездке Гитлера по Германии. Там этот контекст показан. В воздухе, безусловно, витает некий магнетизм - магнетизм толпы, того, что толпа нашла в Гитлере своего колдуна-отца. Колдун-отец, персонаж, который воплощает в себе коллективное бессознательное, необязательно должен быть красавцем. Он должен соединять в себе чудо, тайну, авторитет - формула Достоевского для Великого Инквизитора. Все это в Гитлере было. Чудо - что он накормил Германию и собрал ее воедино. Тайна - никто не знал о его личной жизни. Авторитет рождался из его социальных побед. И потом: мы лишаем Гитлера толпы - и мы в Гитлере ничего не понимаем. А Гитлер всегда был окружен народом, коллективной душой.

*

- Как вы думаете, чем сегодня может привлекать фашизм? Почему люди со свастиками маршируют, почему Илюхин в Думе за фашистскую символику заступается?
- Обоснование русского фашизма - отнюдь не Илюхин. Илюхин просто очередной пpопагандист от компартии, который мало что понимает в этих процессах. Есть более крупные теоретики фашизма, существует пространная квазифилософская система, которая может служить квазидоказательством богоизбранности русского народа. Согласно этой системе, пpоисходит постоянное противоборство двух типов - людей Арктогеи и человека Гондваны (недочеловека). Люди Гондваны, гpубо говоpя - это тоpговцы, пpедставители буpжуазной Евpопы и Севеpной Амеpики. Место арктогейцев занимают славяне. И так далее.
Эта теория создана для обоснования правильности некоторых социальных действий. Пока про нее знают только специалисты, но я думаю, что при определенном раскладе это узнают многие и почувствуют "облегчение": в их головы будет вложен еще один миф, точно такой же, как про коммунистическое завтра. Другое дело, что у нашего народа нет той энергии, с помощью которой был построен фашизм в Германии. Но опасность все равно есть: когда народ безрелигиозен, когда он представляет из себя месиво, разрозненные миры, то на место замазки может подойти не только цемент, но и какая-нибудь жижа.
- Но никто не будет сражаться за Арктогею или против Гондваны. Сражаются потому, что "они захватили наши дома".
- Правильно, то же самое было в Германии: низовой уровень - они захватили наши дома, еврейско-коммунистический заговор. А верхний уровень - это всякого рода странные идеи. Напpимеp, что в мироздании все время ведут бой холод и жар, или то, что все мы живем внутpи полой земли. Понимаете, в фашизме очень много уровней. И сейчас в нашей жизни вдpуг стали эти уровни выстраиваться.
- Как вам кажется, в кино сегодня существует реальный фильм о фашизме? Без карикатур и стереотипов?
- Да. Это фильм Абдрашитова "Плюмбум, или опасная игpа". Масштабные полотна о войне здесь лучше не брать.


Беседовала Валентина ЛЬВОВА




Используются технологии uCoz
На стартовую страницу "ЛЬВОВНА" КОЛЛЕКЦИЯ ИНТЕРВЬЮ "БРЮЗГА НЕДЕЛИ"